Социализация личности

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, регулирующих ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Другими словами, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого усвоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Для успешной социализации, по мнению американского социолога Н. Смелзера (р. 1928), необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этому ожиданию. Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой – когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) групповых игр – где дети учатся понимать, что от них ждет определенная группа людей.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896–1980), сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), конкретных операций (с 7 до 11), формальных операций (с 12 до 15 лет).

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Американский психолог Р. Гарольд (р.1935) предложил теорию, рассматривающую социализацию взрослых не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства, например отказ от детских мифов.

З. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией, по Фрейду, называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д. Идентификация– способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, и т. д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.



Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, она считается основной формой социализации.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательной системы знаний.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка и формирование общественного мнения. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-по-литической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.


1752154084004912.html
1752199833033641.html
    PR.RU™